Периодически в нашей, любящей пошляться по заграницам компании москвичей возникает вдох на тему — Париж, это, конечно, прекрасно, но неплохо бы и с Москвой познакомится поближе. И вот я в очередной раз впечатливших постами и просто фотками моих питерских френдов об их городе решила взяться-таки за дело, ибо Питер, конечно, город прекрасный: дворцы, набережные, мосты, но и Москва в общем тоже не пальцем делана, и у нас тоже есть всякое разное помимо Красной площади. (Мне кстати всегда было интересно, что кроме Красной площади показывают иностранцам, ну и кроме Арбата разумеется). Посему я прошерстила инет на тему, где дают не слишком разорительные московские экскурсии и даже нашла таковые. Оказалось, что их достаточно много, и вообще это занятие распространенное — водить по Москве экскурсии, причем весьма разнообразные от стандартных и классический, так и до всяких с фантазией, типа московские привидения.. Ну в общем заканчивая длительное вступление я скажу, что давно очень хотела посмотреть Хитровку. Ну типа я любитель Акунина, ну и Гиляровского почитали, и вообще учитывая специфику проживания в Москве вполне можно вот так вечером заснуть имея под окнами какой-нибудь раритет 17 века, а утром проснувшись на его месте увидеть какой-нибудь торговый центр или парковку. Так что живя в Москве надо ковать железно не отходя от кассы, но есть не откладывать просмотр чего-нибудь на потом. ибо это чего-нибудь до потом может не дожить. Кроме того на Хитровку как раз активно покушались.
Итак Хитровка. Вообще самое забавное то, что вечером центр Москвы вымирает не меньше, чем центр в какой-нибудь европейской столице. Пустые улицы, пустые дороги, машины проезжают с регулярностью одна раз в 15 минут. Нет ощущения, что ты находишься в центре огромного мегаполиса. А Хитровка — это центр города.
читать дальшеОщущение от нее осталось какое-то сюрреалистичное. Это поразительное смешение стилей, эпох, времен. На одном пятачке соседствуют современный новодел, сталинский ампир и церковь или палаты шестнадцатого-семнадцатого века. Зайдешь за угол вполне себе современного гламурного дома и вот она грязная подвортня, обшарпанные стены бывшей ночлежки и рядом дворянский особняк девятнадцатого века. Ощущение, что здесь на узком пятачке (а Хитровка действительно это совсем небольшой, особенно по московским меркам участок, несколько улиц, несколько переулков, обойти ее всю быстрым шагом можно максимум минут за 15, мы там ходили почти три часа) смешались три временные пласта — допетровская Москва, описанный Гиляровским рубеж веков и Москва советская, с вкраплением современного новодела — и получился весьма причудливый коктейль.
Начали мы экскурсию от памятника героям Плевны (кстати в этот день часовня была открыта, и можно было заглянуть посмотреть). К своему стыду я не знала, что это поожее на колол его основание — часовня. Внутри все отделано плиткой под майолику. Дальше мы свернули в нашу первую подворотню, которая оказалась вовсе не подворотней, а малым Спасо-Голенищевым переулком (все, что осталось от церкви Спаса в Голенищах это два переулка Большой и Малый) и вышли к цервки Николая Чудотворца в Подкопае одной из самых старых церквей в Москве.
Упоминание о ней сохранилось еще с конца 15 века, самая старая часть цервки относится к середине шестнадцатого. Естественно она много перестаривалась, последние изменения относятся к второй половине восемнадцатого века. Свое название в Подкопае по официальной версии она получила от того, что вокруг шла добыча глины.- ее подкапывали, отсюда Подкопай. Ну а рядом дом, где живет Акунин.
Естественно я тут же вспомнила, как Сенька Скорик бегал от Масы как раз по всем этим переулкам.
И следующим пунктом нашего маршрута была знаментиая «Каторга». Самый страшное заведение Хитровки, где собирались и делили добычу фартовые. Естественно, что название это было неофициальное и вообще, как сказал экскурсовод сам трактир не значился в списках питейных и не только заведений. Находилась она в доме Ярошенко, который до него принадлежал дворянскому роду Степановых (Дочь этого Ярошенко в замужестве Кашина та самая Анна Снегина из поэмы С. Есенина). Впоследствии тут тоже была ночлежка. В принципе дом девятнадцатого века, довольно потрепанный, выкрашенный в тусклый серый цвет и с виду совершенно обычный. Дверь в знаменитое заведение превратили в окно.
(фото нач. ХХ в.)
(совр. вид)
(дверь, ставшая окном)
От "Каторги" мы тут же свернули в очередную подворотню, правда заделанную железной дверью с кодовым замком. Внутри двора нас ждали палаты середины семнадцатого века, принадлежавшие Бутурлиным, а позже перешедшие в собственность племянника адмирала Ушакова. А во времена Хитровки там жили переписчики, сейчас там работают иконописцы. Дворик очень милый, красивый вид через забор на колокольню Николая Чудотворца в Подкопае.
(боярское окошко)
С обратно стороны эти палаты семнадцатого века представляют собой, так называемый дом с гальдерейками. В Москве их сохранилось всего три, два из них на Хитровке. Двери квартир выходят на улицу, то есть коридор такой на улице, как галерея. Сейчас в этих палатах живут обычные люди, там квартиры. Реставрировать их полноценно не собираются, так как надо расселять народ и это все проблемно, так что просто открыта часть старой кладки с оконным наличником.
Потом мы посмотрели так называемый «серый дом». Он был построен в 1929 году и полностью состоял из коммунальных квартир, ну потом естественно его несколько модицифировали и там стало жилье поприличней. Сейчас он, не серый а коричневатый, облицованный плиткой и там сейчас офисы. А в начале 60-х там была квартира Евгения Моргунова.
Напротив «серого дома» располагается усадьба Лопухиных-Волконских-Кирьяковых в соотвествии с антуражем вся потрепанная и облупленная. Правда один из флигилей выглядит весьма пристойно, и там родился в 1870 году Скрябин.
(флигель)
(усадьба)
Как сказал экскурсовод рассказы о том насколько злачным местом была Хитровка несколько преувеличены Гиляровским, то есть это, конечно, были в определенный промежуток времени трущобами, но не настолько ужасными. Самыми страшными в этом смысле годами был период с 1917 по 1925 когда там была в сущности преступная коммуна, потом советская власть все это разогнала. Засыпала многие существовавшие под зданиями подземные ходы. Кстати он также сказал, что все эти истории о многочисленных подземных ходах под старой Москвой сильно преувеличены. Хотя да на Хитровке, особенно под ночлежками такие были, но большая их часть была засыпана. Тут же во дворе усадьбы находится второй дом с гальдерейками, во времена Гиляровского там располагался публичный дом и такое устройство - двери на улицу было очень удобно, так как позволяло клиентам не встречаться друг с другом.
После революции все это было превращено в коммуналки, причем использовались как полуподвальные, так и подвальные помещения. Поскольку там везде холмы, то если передняя часть дома на первом этаже имеет окна, а с другой стороны, чтобы выход как из подвала, мы вообще изначально приняли этот выход за вход в бомбоубежище.
(современный хитрованец, видимо)
К церкви трех Святителей мы шли мимо палат князей Барятинских. Вообще-то они более известны как палаты князей Шуйских. Но никакие Шуйские там не жили, а назвали их так, чтобы в свое время спасти от разрушения. Типа громкое имя. Сейчас там офисы, но все достаточно культурно отреставрировано в том числе говорят и внутри. Первый этаж вообще относят к шестнадцатому веку.
Храм Трех Святителей был постороен во второй половине семнадцатого века. Красоты он потрясающей, стены не белые, а какие-то розоватые, в закате очень красиво смотрится, нарядная колокольня. Вокруг него маленький дворик. Очень тихо и спокойно, мне кажется там все время так.
От храма мы прошли к усадьбе барона Остермана, в свое время там жила семья Тютчевых, позже они оттуда перехали, потом в здании располагалась Мясницкая полицейская часть. Мясницкая часть была известна на всю Москву тем, что была одной из самых приличных. Побывали там и известные заключенные, так например там месяц сидел Маяковский, пока его за буйный нрав не сплавили в другое место, Эренбург тоже отметился. И там же располагалась пожарная каланча. Поскольку Мясницкая часть была образцовой, то именно она первая получила пажарные машины в 1908 году. А кроме того там жил доктор Кувшинников. Он и его жена Софья стали прототипами рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья". Из-за чего писатель рассорился с Левитаном, поскольку Софья Кувшинникова именно с ним ездила на природу на этюды.
После этого мы пошли к усадьбе самого Хитрово, Она тоже представляет собой смешение как говорится французского с нижегородским. Одна часть выстроена в стиле елизаветинского барокко, а с другой стороноы вполне себе эпоха классицизма - подъезд с колоннами. Палаты принадлежат медицинскому училищу.
Собственно после того, как последняя владелица передала дом на нужды благотворительности там всегда размещалась больница, в том числе и стационар, которая обслуживала нужды хитрованцев. Раньше дом выходил фасадом на бульвар, но в советское время там отгрохали типичную сталинскую высотку с скульптурами при входе и дом оказался в его дворе. На стенах гипсовые медальоны с гербом рода Хитрово, их не трогали последующие владельцы усадьбы и в одном из медальонов предположительно находится портрет самого Николая Хитрово в древнегреческих доспехах.
(элементы декора сталинской высотки. Не этой, но соседней)
Ну и закончили мы нашу прогулку у так называемого "Дома Утюга", когда-то он принадлежал роду Свининых, а потом стал одной из самых мрачных ночлежек на Хитровке — принадлежала домовладельцу Кулакову — Кулаковская ночлежка. Под ней также было множество разнообразных ходов-переходов.
А здесь располагалась не менее известная по Гиляровскому "Сибирь"
В общем это на самом деле из разряда — удивительное рядом. Какой-то иной мир, где смешиваются эпохи, оживают герои книг. И главное на малюсеньком пятачке столько всего собрано и перемешано.Фото гран-мерси
sonriska